РЕКОМЕДАЦИИ научно-практической конференции по вопросу перспектив развития добровольной пожарной охраны в Российской Федерации 27.07.2012 г.

С момента вступления в действие Федерального закона от  6.05.2011 г.       № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями проделана значительная работа по созданию, организации и обеспечению деятельности добровольной пожарной охраны (далее - ДПО) на территории Российской Федерации.

На сегодняшний день процент прикрытия территории подразделениями пожарной охраны составляет 85,5%. Мы должны сделать всё, чтобы   ДПО полноценно заменила профессиональную пожарную охрану в тех населенных пунктах, где отсутствуют иные виды пожарной охраны, и таким образом территория Российской Федерации оказалась бы  полностью прикрытой подразделениями пожарной охраны.

Кроме того, в перспективе планируется существенно расширить круг задач, которые возлагаются на ДПО. Например, помимо тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ возможно  в соответствии с опытом европейских стран дополнить перечень работ подразделений ДПО, которые они осуществляют в своей зоне ответственности такими мероприятиями, как:

- ликвидация последствий ДТП;

 - водолазные работы;

- оказание первой помощи и т.д.

 

Однако,  чтобы достичь таких результатов необходимо активизировать совместные усилия по основным направлениям развития ДПО.

Перспективными направлениями развития ДПО в Российской Федерации являются:

 

1. Активизация участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны

В целях консолидации усилий в решении проблем безопасности и спасения населения общественным организациям пожарной охраны и учредителям общественных объединений пожарной охраны необходимо  организовать работу по заключению соглашений  о сотрудничестве с исполнительными органами государственной  власти субъектов РФ, что позволит более мобильно и эффективно:

 использовать опыт специалистов и решать общегосударственные задачи;

обеспечивать  функционирование общественных объединений добровольной пожарной охраны;

 проводить работу по учреждению и регистрации общественных объединений пожарной охраны;

обеспечивать соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны;

реализовывать комплекс мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных (страхование, медицинское обслуживание и т.д.).

Вместе с тем, необходимо в будущем уделить внимание вопросу  принятия исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления  нормативных правовых актов конкретизирующих положения  законов субъектов РФ о ДПО в части  определения порядка стимулирования деятельности добровольных пожарных, переченя компенсаций и льгот, предусмотренных добровольным пожарным, а также  финансового и материально-технического обеспечения деятельности ДПО.

 

2. Организация деятельности добровольной пожарной охраны в части повышения возможностей подразделений добровольной пожарной охраны и, как следствие, расширения круга задач  за счёт активизации работы органов государственной власти и органов местного самоуправления по направлениям:

 

2.1. Увеличение парка современной пожарной и специальной  техники, состоящей на вооружении подразделений  добровольной пожарной охраны;

Наращивание  парка пожарной и специальной техники, состоящей на вооружении ДПО планируется осуществлять за счёт:

передачи от МЧС России в ДПО  различной техники (инженерные машины разграждения ИМР, путепрокладчики ПКТ, БАТ, автомобиль УАЗ и другая техника), высвобождающейся  в связи  с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2011 № 985-30,  в соответствии с которым с МЧС России снято мобилизационное задание;

передачи от МЧС России в ДПО  различной техники, высвобождающейся в результате проведения планируемых мероприятий по оптимизации численности  техники, находящейся в подразделениях МЧС России;

передачи от МЧС России в ДПО  пожарной  техники, высвобождающейся в результате сокращение до 50% резерва пожарных автомобилей в подразделениях ФПС в соответствии с приказом МЧС России от 11.08.2011 № 435.

Наращивание парка пожарной и специальной техники значительно повысит эффективность  подразделений ДПО и  позволит в будущем значительно расширить круг задач, которые  на них возложены.

 

2.2.Оснащение необходимым современным оборудованием и снаряжением подразделений добровольной пожарной охраны

 

МЧС России проведена работа по разработке средств индивидуальной защиты для обеспечения работников ДПО. При разработке одежды были учтены функции, возлагаемые на ДПО при участии в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. В перспективе  предполагается оснащать подразделения ДПО двумя видами одежды: защитной (боевая одежда пожарного) и специальной.

В настоящее время ведётся работа по организации передачи от МЧС России в  ДПО  установленным порядком боевой одежды пожарного, выслужившей срок эксплуатации и находящейся в исправном состоянии.

При этом, необходимо  проработать вопрос проведения обязательной сертификации указанного имущества, переданного в субъекты Российской Федерации и далее в органы местного самоуправления, в организациях МЧС России, которым предоставлено право на проведение данных работ.

Необходимо активизировать в перспективе работу по оснащению подразделений ДПО  аварийно-спасательным инструментом   и  по аттестации  их на право ведения аварийно-спасательных работ.  

Приказом МЧС России от  04.04.2012 № 170  утверждён порядок  обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, в котором акцентируется вопрос  обязательной сертификации средств индивидуальной защиты и снаряжения пожарных.

Во многих муниципальных образованиях отсутствуют  необходимые нормативные правовые акты, которые должны определить порядок содержания  имущества,  передаваемого  подразделениям ДПО.

Соответственно необходимо спланировать работу по принятию  в муниципальных образованиях таких нормативных  правовых актов, в которых были бы  определены источники содержания руководителей, бухгалтеров общественных организаций, начальников добровольных пожарных команд, водителей пожарных машин,  а также иных документов, без которых невозможно будет организовать учет, хранение и эффективное использование переданного имущества.

 

2.3. Строительство современных депо для подразделений добровольной пожарной охраны

Для использования в рамках обустройства вновь создаваемых подразделений ДПО   ОАО «Комбайнмашстрой», ООО «АК-Туламашзавод», ЗАО «МЕТТЭМ-СТ», ЗАО «ИНСИ» разработаны проекты быстровозводимых пожарных депо на 1,2 и 4 машиновыезда. Данные проекты изучены в МЧС России и направлены в субъекты Российской Федерации.

Данные депо отличают:

высокая степень надёжности строительных конструкций;

низкая стоимость строительства (15-25 тыс. руб. за кв. метр);

относительно долгий срок службы  (не менее 20 лет).

Строительство таких депо позволяет создавать полноценные добровольные пожарные команды в рамках реализации мероприятий по развитию ДПО на территории Российской Федерации.

 

 

 

 

3. Совершенствование системы организации службы добровольной пожарной охраны

Мероприятия по совершенствованию системы организации службы добровольной пожарной охраны реализуются  по направлениям:

улучшения условий несения службы работниками ДПО и добровольными пожарными;

широкого привлечения подразделений ДПО к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Необходимо привлечение подразделений ДПО к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ и их включение в расписание выездов сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны. Проведенные проверки территориальных органов МЧС России по вопросам организации ДПО показали, что далеко не все имеющиеся добровольные пожарные команды, особенно объектовые, включены в расписание выездов сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны.

В особенности, данный вопрос актуален относительно подразделений ДПО, оснащённых мобильными средствами пожаротушения и соответственно являющихся добровольными пожарными командами.

Начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации необходимо активизировать работу с учредителями общественных объединений пожарной охраны по согласованию включения подразделений ДПО в расписания выездов.

 

4. Совершенствование системы  подготовки работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных

МЧС России разработан проект приказа «Об утверждении Порядка определения состояния здоровья добровольных пожарных». Порядок определения состояния здоровья добровольных пожарных устанавливает правила проведения медицинских осмотров кандидатов в добровольные пожарные и добровольных пожарных.

Вместе с тем,   органам государственной власти субъектов РФ необходимо  на более высоком уровне организовать подготовку и переподготовку добровольных пожарных, в том числе водительского состава, на базе учебных центров и учебных пунктов МЧС России по вопросам эксплуатации пожарно-спасательной и автомобильной техники, оборудования и пожарно-технического вооружения;

Также следует отметить   вопрос обучения добровольных пожарных в части оказания  первой помощи и проведения аварийно-спасательных работ, как один из аспектов деятельности ДПО, недостаточно широко освещающийся в обществе, хотя и поставленный законодательством Российской Федерации  в ранг приоритетного принципа.

Подготовку добровольных пожарных по данным направлениям деятельности  должны осуществлять специально обученные, прошедшие подготовку и аттестованные люди. В частности, возможно  для проведения обучения задействовать учебно-методические центры Россоюзспаса  и  ВДПО.

 

5. Увеличение количества волонтёров, привлекаемых  к проведению мероприятий  в рамках деятельности добровольной пожарной охраны (создание клубов добровольных пожарных и спасателей, проведение агитационных мероприятий через СМИ и т.д.)

 

Для привлечения в ряды добровольных пожарных и волонтёров  в субъектах Российской Федерации необходимо проводить  работу по:

а) проведению агитационных мероприятий посредством взаимодействия со средствами массовой информации, организации торжественных мероприятий, связанных с освещением деятельности  пожарной охраны и т.д.;

б) созданию клубов добровольных пожарных, спасателей и волонтеров,  взаимодействующих с другими молодежными организациями, участвующими в праздничных мероприятиях, концертных программах и реализующих  следующие задачи:

пропаганда и распространение знаний в области пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций;

содействие объединению и привлечению граждан к деятельности по предупреждению и тушению пожаров, защите от чрезвычайных ситуаций;

участие в благотворительной и гуманитарной деятельности;

популяризация пожарного и спасательного дела, профессии пожарного и спасателя;

разработка образовательных программ по обучению волонтеров-пожарных;

изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта развития пожарного добровольчества.

         .

 

Реализация комплекса указанных мероприятий, выполняемая с участием всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, позволит:

реализовать требования Федерального закона  от 6.05.2011 г. № 100-ФЗ     «О добровольной пожарной охране»;

обеспечить требуемый уровень пожарной безопасности населенных пунктов и организаций;

создать условия для успешной деятельности ДПО на территории Российской Федерации.

 

Оцените материал: 1 2 3 4 5
Поделиться: TW VK FB OK

Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!

ФИО*
Номер телефона*
E-mail*
Комментарий*
Введите символы с картинки*
Ваш e-mail*
Тема сообщения*
Ваше сообщение*
Введите символы с картинки*
top